~Alyona~
Есть только одна настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. © Антуан де Сент-Экзюпери
- Жизнь продолжается, и мы будем жить всегда, вечно, правда?
- Ну, не вечно…
- Конечно-конечно, не вечно, но жизнь продолжается…


Посмотренный практически наугад «Блеск» в результате стал одной из личных сенсаций. Я уже вообще-то привыкла к тому, что стОящие фильмы до меня доходят с опозданием в несколько лет, а все равно как-то обидно.))
Не причисляя себя к любителям биопиков, кино включила по принципу «надо посмотреть, за что тут дали Оскара».)) Даа, было за что… История жизни Дэвида Хельфготта погружает зрителя в мир, где соседствуют ужасное и прекрасное, грубость и утонченность, проза и поэзия бытия человека искусства. Отношения Дэвида и его отца, основанные на абсолютном подчинении сына, красной нитью проходят через весь фильм. Как неисправимому гуманисту, мне хотелось бы верить, что отец видел в Дэвиде не только воплощение своей мечты о музыке. Но каким образом можно тогда истолковать упорное нежелание родителя позволить сыну уехать и продолжить обучение? Что это – огромная любовь, невозможность перенести разлуку с сыном? Простое упрямство вздорного тирана, привыкшего, что его прихоти исполняются беспрекословно? Или какое-то еще чувство – ревность к своей детской мечте? Он не смог стать музыкантом, так пусть и сын его не пойдет дальше своего отца… Все эти перепады настроения – от вспышек горячей любви к Дэвиду до моментов лютой злобы на него создают тревожную, нервную атмосферу. Только диву даешься, как Дэвид сумел сохранить в себе стремление к занятиям музыкой! Однако любовь к музыке в итоге превращается в одержимость, и вот тут-то дают о себе знать нервные потрясения детства и юности… Попавший в сумасшедший дом Хельфготт тих, незлобив, как взрослый ребенок. Одаренное дитя – так называет его Сильвия. И это так, потому что при всей инфантильности одержимость музыкой остается для Дэвида некоей отдушиной. Садится ли он за фортепиано или надевает наушники плеера; будут ли его аудиторией посетители уличного кафе или публика огромного концертного зала – неважно. Он становится собой, он в своем мире, он счастлив. Счастлив и зритель – музыкант-мытарь наконец-то нашел и любовь, и возможность выступать… Он освободился от отца – и не в том смысле, что отец умер и перестал его преследовать. Когда Дэвид встречается с ним в последний раз, отец пытается говорить с ним как с мальчиком, повторяя историю о своей скрипке… Но Дэвид не принимает правил игры. Он не хочет больше быть куклой для собственного отца, и тому приходится смириться. И что удивительно: несмотря ни на что, Дэвид не озлобился на своего родителя. У могилы Хельфготта-старшего Гиллиан спрашивает Дэвида: «Что ты чувствуешь?» и слышит в ответ: «Дело в том, что я не чувствую ничего.»
Если кто-то смотрел «Ужасно большое приключение», поймет, о чем я говорю. Там полкино сидишь и ждешь, когда же появится Рикман и всех сделает, а здесь полкино ждешь, когда же появится Раш и тоже всех сделает.)) Начало фильма тяжеловато, но не совсем уж так страшно, как мне воображалось после прочтения аннотации. А дальше…
Роль Дэвида Хельфготта исполняют трое актеров, и вполне достойно, но великолепен здесь Джеффри Раш. Не говоря о том, что играть реальную историческую личность (а как еще сказать?)) – это большая ответственность, важно не просто скопировать, а создать заново эту личность через призму собственной интерпретации, ничего не искажая, но оттеняя отдельные моменты актерской игрой.
Кстати, об игре. Ни за что бы не поверила, что человек, сыгравший Дэвида, через десять лет сыграет Барбоссу)).
Кстати, об игре-2. Фортепиано. Тому, что в титрах написано, верю – там, где в фильме играет Хельфготт, музыка звучит в исполнении настоящего Хельфготта. Но верю и тому, что вижу – а вижу безупречные движения рук актера. Для того, чтобы так сымитировать игру, надо разучить произведение, и, скажем, «Полет шмеля» - не самая легкая вещь.
Очень сочувствовала русскому переводчику (перевод был одноголосый, но очень хороший, грамотный такой) – потому что переводить шквалы фраз, которые актер выдавал со скоростью пулеметной очереди, трудно. А Раш гениально сыпал бессмыслицу, из которой в итоге выплывал смысл, и так это естественно получалось, что меня лично заразило: не далее как вчера заметила за собой тягу болтать чепуху без остановки.))) В несомненный фавор попали фразочки о «неравельном» Равеле и резонном сезоне (за них, конечно, спасибо переводчику).
И уже задолго до того, как пошли финальные титры, мне стало ясно, почему этот австралийский фильм, как будто камерный, на любителя, стал таким популярным, и за что в конце концов Раш получил Оскара как лучший исполнитель мужской роли. Совместная сила искусств: музыки, кино, актерской игры – завораживает и гипнотизирует, оставляя неизгладимое впечатление в душе зрителя.

@темы: любимчики, не могу молчать, фильмы